Khan » 17 май 2010, 17:43
Убийства в голубом мире или Капля крови, чтобы умереть любя (Murders in Blue World), 1973
Режиссер: Элой де ля Иглесия.
В ролях: Сью Лайон/Sue Lyon, Кристофер Митчэм/Christopher Mitchum, Жан Сорель/Jean Sorel, Рамон Понс/Ramon Pons, Чарли Браво/Charly Bravo, Альфредо Альба/Alfredo Alba, Антонио дель Реал/Antonio del Real, Дэвид Карпентер/David Carpenter
Несмотря на то, что фильм называют испанским "Заводным апельсином" (что уже стало общим местом в обзорах), от знаменитой ленты Кубрика в этом фильме совсем немного. Это похожая сцена с квартетом молодых отморозков в квартире обывателей и прямая отсылка к "Апельсину", анонсируемая по телевизору в квартире пострадавших. Параллели в части стремления государства методами психиатрии воздействовать на преступные наклонности индивида и этическая сомнительность этих методов также красной нитью проходят в том и в другом фильме. Однако, атмосферно "Капля крови" другая, несмотря на весь кошмарный цинизм происходящего, это замечательная лирическая история.
Герою Макдауэла у Кубрика волей-неволей приходится стать на путь исправления. По сути, он уже утратил индивидуальность, пусть это и была индивидуальность преступника и извращенца. Герои фильма Иглесия до конца остаются собой, и в этом их человеческая трагедия.
Шайка хулиганов в красных мотоциклетных шлемах разбойничает в домах обывателей. Одному из них вскоре это наскучивает и он, войдя в конфликт с приятелями, и тщательно ими побитый, пытается найти себя, одиноко слоняясь по городу.
Анна, передовой социальный работник и богатая сирота, облегчает жребий умирающих стариков в больнице. В свободное от работы время девушка привечает у себя дома растерянных молодых людей, разрешая все их проблемы сначала сеансом любви, а потом ударом скальпеля в сердце.
Вскоре пути главных героев пересекаются и несмотря на то, что в основе завязавшихся отношений лежит шантаж, совершенно очевидно, что между ними вспыхнула если не любовь, то, по крайней мере, устойчивая симпатия и родство душ. Тем печальнее финал. Несомненно, Эллой де ля Иглесия проводит четкую границу между экзистенциальным протестом главных героев, не особо заостряя внимание на их злодеяниях, и чуть ли не оправдывая их - и подлинными преступными наклонностями. Резня, устроенная "неудачно перевоспитанными" в клинике преступниками показана со всей брутальностью и без стыдливого отведения камеры.
Вообще, нравственные акценты в фильме расставлены очень четко. Реальная неприязнь у зрителя может возникнуть, пожалуй, только к молодому доктору, ставящему эксперименты над людьми на благо общества. Все прочие, включая отморозков в шлемах – либо жертвы, либо продукты своей эпохи. Весьма и весьма качественный фильм.